Архимандрит Андрей (Конанос): Когда говоришь с Богом – не бойся жаловаться

Архимандрит Андрей (Конанос) 10 марта 2018
310
Пренебрежение собой – это вовсе не смирение, так мы оскорбляем Бога, будто Он не дал нам способностей и возможностей. Как высказать Богу свое мнение - размышляет архимандрит Андрей (Конанос).


Если человек себя не ценит – это не смирение

Архимандрит Андрей (Конанос)

Вот сейчас вы слушаете меня и думаете: «Да-да, всё так, как ты говоришь! Мне очень понравилось, твои слова коснулись моего сердца, и теперь хочется обсудить это с тобой поподробнее».

Опять та же ошибка. Ведь я столько времени пытаюсь объяснить вам, что нет смысла разговаривать со мной или еще кем-то, чтобы услышать и без того известные вещи. У вас всё есть. А низкая самооценка (вы сами постоянно об этом говорите), неуважение к самому себе, пренебрежение собой – это не смирение.

Если человек себя не ценит – это не смирение. Смирение – не когда ты не можешь стоять на собственных ногах и постоянно нуждаешься в поддержке. Наоборот, так мы оскорбляем Бога, потому что словно говорим Ему, будто Он не дал нам тех даров, способностей и возможностей, благодаря которым мы можем подвизаться.

Обопрись на  палку своей молитвы, на посох своих взаимоотношений с Богом. Надейся на заступничество святых и Пресвятой Богородицы, на молитвы своего духовного отца, на поддержку тех, кто рядом. И такое упование – это не зависимость, не болезненная привязанность, когда мы надеемся исключительно на других людей.

А разве этого хочет от нас Бог? Разве апостол не говорит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати» (Евр.4:16)? Приступаем с открытым лицом, без покрывала, которым в Ветхом Завете покрывался Моисей, дабы не видеть Бога в Его блистании. Мы же обращаемся прямо к Богу, у нас есть такая возможность – возможность возрастания, созревания и духовного развития.

И сегодня я попытался в беседе с вами затронуть именно этот момент – духовного роста и укрепления в житейских битвах. Помолитесь и вы обо мне, чтобы я смог достичь того, о чем говорю сейчас – чтобы Господь даровал мне на это сил.

А духовная зрелость – это когда человека не интересует, как у других.  Он не считает, что должен поступать так или иначе, потому что так или иначе поступает кто-то еще. У него – свой взгляд, он ни перед кем не преклоняется и может где угодно сказать то, что считает нужным, независимо от мнения других на этот счет и их отношения к нему.

Если я молчу, чтобы не навредить своей репутации, – я не свободен. Согласны? А свободный человек… Неужели вам не хочется быть свободными? Соглашаться или не соглашаться, высказывать свою точку зрения – каким бы святым ни был твой собеседник.

Фото: pemptousia.ru

Когда мы говорим с Богом, нужно не бояться жаловаться

Один мальчик сказал как-то про священника, который вел у них в школе Закон Божий: «Когда он говорил, мне хотелось не согласиться с ним, но я промолчал».

Это ненормально. Когда мы говорим с Богом, нужно не бояться жаловаться, высказывать свое мнение, несогласие. Не бояться говорить Ему: «Не хочу, не могу, мне трудно!» Необходимо понимать такую возможность – говорить с Ним открыто, чтобы затем сделать собственный, свободный выбор. И не принуждать себя к тем или иным действиям против собственной воли – потому что из-за постоянного принуждения в нашей душе накапливаются токсины, которые отравляют и душу, и тело. Понимаете?

Если с Богом у вас «больные» отношения, то вместо исцеления души и тела будут душевные и телесные болезни. И мы, священники, можем с полным правом говорить об этом, так как постоянно исповедуем и видим людей, которые, несмотря на многие годы близости с Богом, так и не сумели стать зрелыми духовно, а напротив, причинили себе большой вред.

Сейчас вы, наверное, спросите, как найти здесь золотую середину – быть одновременно личностью и смиренным человеком, ни от кого не отделяясь, никого не сторонясь. Как говорил отец Иероним (Эгинский) – «Вместе со всеми, но при этом один». Если человек так может – значит, он стяжал дар рассудительности. Только не ждите, что у вас это получится сразу. Рассудительность быстро не приходит. Она появится, когда пройдут годы, мы постареем, наши волосы побелеют. Да, только тогда мы станем мудрее и благоразумнее в том, что касается таких вещей.

А до того времени будем совершать ошибки, спрашивая, как апостол Петр: «А у него что? А он как?» И Господь будет говорить в ответ: «Что тебе? Почему спрашиваешь? Старайся укрепить свою связь со Мной, старайся любить Меня, видеть Меня, стремиться ко Мне и будь готов отдать Мне свою душу».

Фото: simvol-veri.ru

Бог забирает нас, когда мы можем быть с Ним наедине

Думаю, Бог и забирает нас именно тогда – когда мы становимся достаточно сильными для того, чтобы выдержать это важнейшее путешествие, путешествие в одиночку. Ведь тогда, как говорится, глаза умоляют, а сделать ничего нельзя – к кому бы ни обратилась душа, выйдя из тела, – хоть к людям, хоть к ангелам. Нас учат, что ангелы помогают нам – они действительно помогают, но в момент смерти душа раскрывает, скажем так, собственные качества, собственную силу  – которые успела приобрести.

Думаю, именно тогда забирает нас Бог – когда мы научимся быть с Ним наедине и со смиренным дерзновением молиться Ему: «Отче наш!» Обратите внимание – «Отче наш», хотя самостоятельная молитва подразумевает «Отче мой». Но мы говорим именно наш, потому что, молясь наедине, ощущаем при этом свое единство с другими.

Будем молить Господа отдалить от нас смертный час, чтобы жить еще многая лета, но при этом помолимся и о том, чтобы годы не проходили впустую – в том числе и сегодняшний день. Будем стараться использовать те обстоятельства и события, которые Господь посылает нам для укрепления и роста. В противном случае мы не будем видеть смысла в том, что происходит в нашей жизни с самого утра.

Господь посылает нам уроки, цель которых – сделать нашу душу сильнее. Урок терпения – а ты его не усвоил сегодня утром, потому что разозлился, опоздав на автобус; урок смирения – его ты тоже не усвоил, потому что, когда на работе тебе нагрубили, ты про себя обругал этих людей; урок любви – а вот этот урок ты выучил, пропустив на пешеходном переходе человека вперед себя. «Пусть проходит, – подумал ты, – ничего страшного». Всё это – уроки, и хотелось бы, чтобы они не оказались напрасными.

Будем молиться, чтобы и этот час, который прошел, не был потерян нами. Молюсь, чтобы вы простили меня, потому что я, немощный, грешный человек, могу иногда сказать что-то неправильное, дурное, пристрастное. Но надеюсь, вы сможете упорядочить для себя сказанное мной – благодаря тому, о чем мы сегодня говорили: душевным усилиям и молитве. Не нужно пассивно слушать всё, что тебе говорят. Окрепни сам, думай сам.

И, слушая, подумай о том, что лучше и правильнее. А когда поймешь, что правильно, вспомни и о нас – кто ошибся и дал тебе неверную информацию. И тогда, укрепив душу, свою душу, ты помолишься о нас – тех, кто принимает участие в этой радиопередаче, и тех, кто нас слушает, и о всех братьях наших во всем мире.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала “Православие и мир”

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет