Депрессия для верующего – ад на земле

Василий Глебович Каледа 30 ноября 2017
114
Среди православных в интернете вновь обострилась дискуссия о том, что же такое депрессия – серьезное психическое заболевание или просто нытье от жалости к себе. Как тут не вспомнить известную лекцию психиатра Василия Глебовича Каледы «Психиатрия и духовная жизнь». Мы выбрали из нее основные тезисы

 

 

Профессор В.Г. Каледа

Василий Глебович Каледа – доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук (ФГБНУ НЦПЗ) по развитию и инновационной деятельности,

главный научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психозов и аффективных состояний.

Преподает курс пастырской психиатрии в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, профессор кафедры пастырского богословия. Сын профессора, протоиерея Глеба Каледы (1921-1994).

Есть болезни духовные, а есть – душевные

Человек состоит из трех частей или сфер: духа, души и тела. Сфера духа – это сердцевина человеческой личности, та часть личности, которой мы обращаемся к Богу. Это сфера высших нравственных ценностей. Сфера души – это душевные проблемы, с которыми мы живем, с которыми боремся. Это наш разум, интеллектуальная деятельность, чувства, эмоции, воля, различные влечения.

Соответственно, существует три разновидности неразрывно связанных между собой болезней – духовные, душевные и соматические (болезни телесные).

Духовные болезни врачует врач духовный – священник. В сфере человеческого души действует врач-психиатр. Телесные заболевания часто сказывается на душевной жизни и духовной жизни, когда под влиянием болезни человек может совершать грехи.

Существует достаточно много состояний, где необходимо тесное сотрудничество священника и врача-психиатра, а в ряде случаев – и врача-соматолога, терапевта.

Среди верующих душевнобольных больше

В православной среде количество лиц с психическими расстройствами той или иной выраженности существенно больше, чем в среднем в популяции. Это факт, и в этом нет ничего оскорбительного для Церкви, наоборот.

С чем это связано? Куда современному человеку обратиться со своими душевными проблемами? Где он может найти поддержку, утешение, где он может найти самое главное – смысл жизни? Только в Церкви. Другого варианта у нас, по сути, нет. И поэтому в Церкви таких людей оказывается достаточно много.

При этом неверно говорить, что люди заболевают, обращаясь к религии. Человек мог прийти в Церковь с уже имеющимися психическими проблемами, именно поэтому он, может быть, и заинтересовался религией.

Есть такой психиатрический термин — метафизическая интоксикация. Часто заболевание шизофренией диагностируют в юношеском возрасте. Этот возраст характеризуется исканиями. Человек в это время пытается ответить на вопросы: Кто я? Что меня ждет? Какой смысл в моей жизни? И у человека с психическим заболеванием все это происходит искаженно. На каком-то этапе развивается психоз. Духовные искания полностью укладываются в синдром эндогенного заболевания с последующими закономерностями.

Верующий больной сохраняет личность

Даже у тяжелых психических заболеваний есть разные формы течения. Допустим, человек перенес острый психоз, а потом вышел из этого состояния и впоследствии защищает диссертации, получает всевозможные звания, женится, имеет детей. Болезнь —не приговор, но требует к себе очень серьезного отношения и приема профилактической терапии. Но бывает и тяжелая  форма с нарастанием изменений личности.

Когда больной человек верующий, он сохраняет свою личность, он воспринимает тяжелую болезнь именно как крест. У этого человека есть самое главное – смысл в жизни. У ряда наших неверующих больных шизофренией на каком-то этапе встает вопрос – зачем жить, если не могу работать? Родители умирают, человек остается один, без помощи, и жизнь не имеет смысла. Больной начинает задумываться о самоубийстве.

Когда нужен врач

Сегодня в православной среде мы часто встречаем непонимание того, что есть болезни духовные и есть болезни душевные. Часто священники пытаются все болезни, все состояния, связанные с душевной жизнью человека и духовной жизнью объединять в одно целое и отнести к сфере своей компетенции, не понимая определенные душевные состояния и душевные проблемы, которые есть у пациента.

В психиатрии различают большую психиатрию и малую психиатрию. Эти два названия ни в коем случае не отражают степень значимости этих областей клинической психиатрии, такие названия закрепились исторически. Большая психиатрия занимается эндогенными психозами (шизофрения, шизоаффективный психоз, маниакально-депрессивный психоз и др.) Эти психические расстройства вызваны чисто биологической причиной, как правило, генетической предрасположенностью, а акцент лечения в первую очередь делается на биологические методы лечения – на фармокотерапию. В этом случае больному в первую очередь нужен врач-психиатр, а общение со священником противопоказано из-за риска обострения.

Когда нужен священник

Кроме этого, существует малая психиатрия, или пограничная –  та область психиатрии, которая связана с невротическим уровнем психической патологии, которая имеет неяркую степень выраженности, но все равно бывает крайне мучительна для человека. Эта патология с одной стороны имеет некоторую конституциональную предрасположенность, связана с личностными особенностями человека и, значит, неразрывно связана с его мировоззрением, мироощущением, мировосприятием, с его воспитанием, религиозными ценностями, которых он придерживается. К этой же, так называемой малой психиатрии относятся расстройства личности, навязчивые состояния, тревожно-фобические  и соматоформные состояния, реактивные состояния.

Если брать область пограничной психиатрии, то здесь лечение больного должно быть совместным, и в ряде случаев, приоритет постепенно переходит к священнику.

В последние годы у нас в стране получили развитие православные школы психотерапии, которая использует методики, основанные на православном мировоззрении и традициях церковного душепопечения, идущих от отцов Церкви.

В нашей церковной среде священник зачастую выполняет функции психолога, в частности семейного. Но когда у человека есть расстройство, патология, даже если она слабо выражена, то здесь необходима помощь психотерапевта.

Депрессия для верующего – ад на земле

Психические болезни, душевные страдания являются самыми тяжелыми – «болит душа». Человек, который придерживается православного мировоззрения, прекрасно понимает ценность человеческой жизни, тот дар, который дал ему Господь Бог, тот дар, который он должен беречь. И поэтому среди людей православных встречаемость самоубийств отчетливо ниже.

Когда речь идет о большой психиатрии, о выраженных депрессивных расстройствах, по-настоящему тяжелой депрессии, — здесь человек находится как бы на глубине пропасти. У него резко сужается восприятие окружающего мира, всех ценностей, которые у него есть. Он теряет способность учитывать страдания своих ближних, мысли о переживаниях родственников, родителей, жены, детей уже не могут его остановить. Он не способен думать о том, что его ждет позже, потому что те страдания, которые он переживает сейчас, сродни страданиям находящихся в аду. Поэтому для человека, что здесь состояние ада, что там — разницы никакой.

Душевные и духовные заболевания очень похожи

Многие проявления душевных и духовных заболеваний очень похожи. Например, бывают случаи, когда имеет место хула на Духа Святаго как проявление демонического воздействия, а бывают – когда имеют место душевные психические заболевания, в частности – контрастная навязчивость, из того же ряда, что и желание матери ударить ребенка, или желание человека сбросить кого-то под поезд в метро, ударить кого-то ножом. Для человека совершенно чужда эта мысль, он прекрасно понимает, что это совершать нельзя, но, тем не менее, человек мучается, испытывает жуткие душевные страдания, потому что эта мысль неотвязно существует.

Демоническое воздействие и психические расстройства

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (ХI.5) сказано о том, что существуют две крайности: 1) объяснять все психические расстройства демоническим воздействием; 2) полностью отрицать наличие демонического воздействия.

Демоническое воздействие существует, а в психиатрии и существует «синдром бесоодержимости», когда человек говорит о том, что он одержим бесами, что они на него воздействуют, и рассказывает, как они воздействуют физически, напрыгивают, обхватывают и так далее, подобно описаниям святых отцов. Но, тем не менее, каждый такой случай следует рассматривать индивидуально. Главный признак бесоодержимости должна – реакция на святыню.

Кроме того, существует дифференциальный диагноз. Психические заболевания имеют определенные закономерности течения, проявлений и сочетания различных симптомов, которые постепенно возникают и которые есть в структуре психоза. Больной говорит, что на него воздействуют различные темные силы. Но врач при беседе найдет ещё ряд разновидностей бреда и другие психопатологические расстройства.

Отчитка, фобии и паранойя

Если у больного психическое заболевание и он едет на отчитку, то ему на несколько дней может быть легче. Это психотерапевтический эффект. Проходит несколько дней – и все расстройства возвращаются. Есть больные, которые на отчитках были много раз, но их болезнь имеет другую природу и необходимо другое воздействие.

В психиатрии существует такое понятие как сверхценные идеи, которые занимают в сознании человека не соответствующее их значению доминирующее положение и вытесняют возможность целостного восприятия того или иного явления. К ним относятся ряд фобий – боязнь ИНН, конца света и т.п. Они возникают у людей с определенными личностными особенностями. Из-за таких фобий некоторые люди уходили почти в раскол, нарушая евхаристическую связь с Церковью.

Паранойя – это бредовое расстройство. Это ложное умозаключение, которое не соответствует окружающей действительности, не вытекает из имеющегося опыта больного и не поддается коррекции. Что-то доказывать больному бесполезно, но подыгрывать, поддерживать его бредовую фабулу тоже нельзя. Главное – сглаживать острые углы, избегать конфликтов.

Алкоголизм бывает разный

Бывает, что алкоголизм – это самостоятельное заболевание, к которому существует генетическая предрасположенность. Есть вторичный алкоголизм на фоне какого-то психического расстройства. Когда человек, например, находится в эндогенной депрессии и заливает свое состояние алкоголем и наркотиками. Но есть и бытовой алкоголизм, когда человек начинает пить от хорошей жизни. Это духовная распущенность.

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет