Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд.

Cвященномученик Иларион (Троицкий) 2 февраля 2014
4218

Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд.Пророческие школы встречаются в исторических книгах Ветхого Завета главным образом под двумя названиями: "сонмы пророческие" и "сыны пророческие". Едва ли мы ошибемся, сказав, что у читающего Библию при этих названиях тогда не возникает никаких определенных представлений; если же когда и возникают какие-либо представления, то они бывают совершенно произвольны, и при научной их проверке иногда совершенно изменяются чуть ли не в противоположные. Но в то же время как бы инстинктивно чувствуется, что под "сонмами пророческими" и "сынами пророческими" разумеются не ничтожные и не случайные библейско-исторические факты, а факты весьма характерные для всей истории библейского еврейства, налагавшие свой отпечаток на его религиозно-нравственную физиономию, особенно в некоторые моменты ветхозаветной истории, факты, особенно характерные для самого величайшего и высочайшего явления Ветхого Завета - для ветхозаветного пророчества. Для истории и характеристики ветхозаветного пророчества школы пророческие кажутся особенно важными потому, что они выступают в периоды самой напряженной деятельности величайших пророков, "в героические эпохи ветхозаветного профетизма", по выражению одного немецкого исследователя. Но все это историческое значение, равно как и внешняя форма института, преподносятся пред читателем Библии в самых туманных и неотчетливых очертаниях. Такое, во всяком случае, мало желательное явление обусловлено тем, что единственный источник, откуда можно почерпнуть какие-либо сведения о пророческих школах, Библия - дает слишком ничтожное количество материала для суждения о названном институте и для его научного исследования. Исторические книги, излагая иногда довольно подробно внешнюю историю Израиля и дела его царей, слишком мимолетно касаются религиозно-нравственного состояния народа в тот или другой период его истории, ограничиваясь иногда замечанием, что такой-то царь делал неугодное в очах Господних. О пророческих школах исторические книги говорят только тогда, когда они выступают на арену внешней политической жизни народа, и говорят о них постольку, поскольку их жизнь и деятельность касаются общей политической жизни. Специальной речи о пророческих школах самих по себе в Библии нет. О внутреннем характере пророческих школ, их внешней организации, занятиях "сынов пророческих", о поставленных ими себе целях и задачах, о принятых для осуществления этих целей и задач путях и средствах - обо всем этом Библия, как бы невольно проговариваясь, роняет - и то весьма редко - совершенно незначительные замечания в двух-трех словах. При таком положении первоисточника, понятно, открывается необозримый простор для бесконечных предположений и гаданий, большинство которых не может быть ни принято по недостатку положительных инстанций, ни отвергнуто по такому же недостатку инстанций отрицательных.

Если научное исследование не должно состоять из одних только предположений и гаданий, то, очевидно, вопрос о пророческих школах не может иметь строго научной постановки и не может получить бесспорно научного разрешения. Не потому ли этот вопрос и не привлекает к себе внимания ученых исследователей Библии и библейской истории? О пророческих школах даже в немецкой ученой литературе нет ни одной капитальной монографии - явление для немецкой науки необычное. Отсутствие монографий, разумеется, не может быть восполнено тем, что есть в других исследованиях по соприкосновенным вопросам. Различные замечания о пророческих школах рассеяны по бесчисленным "историям израильского народа", "библейским комментариям" и "богословским энциклопедиям". Больше внимания уделяется пророческим школам в монографиях, посвященных библейскому профетизму вообще. Но замечания ученых исследователей нередко произвольны и весьма разноречивы. Первое особенно следует сказать о произведениях тех западных ученых, которые принимают за точку отправления все результаты рационалистической библейской гиперкритики и читают Библию, напечатанную не на простой белой бумаге, а Библию разноцветную, радужную (Regenbogen-Bibel). Стройные и последовательные построения подобных ученых оказываются висящими на воздухе для того, кто сомневается в полезности гиперкритики и недоверчиво относится к ее результатам.

В настоящей статье мы совершенно не претендуем на сколько-нибудь научное разрешение вопроса. Нет, наша задача гораздо скромнее. Нам хотелось бы, не забывая ученых трудов, представить в сжатом очерке то, что можно знать об истории и организации пророческих школ из Библии и как можно в согласии с библейскими данными представлять себе эти замечательнейшие институты ветхозаветного еврейства. По нашему мнению, хоть и краткое напоминание о пророческих школах в настоящее время может иметь значение не одно только научное, но и жизненно-практическое, о чем мы скажем несколько слов в заключении статьи.

Содержание

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет